ФэйсбукФликрПикасаТвиттерЮтуб
12km

21 05 2011 вечер памяти сахароваОн был, безусловно, наивен – это сегодня подчёркивают многие. У людей религиозных подобная наивность называется ещё святостью, когда человек отдаёт за своих близких благополучие, комфорт, любимое дело, покой, всё, чего добился и чего заслужил в жизни, и готов отдать даже саму эту жизнь.

Трудно было найти более обласканного властью человека, чем академик Андрей Сахаров, родившийся 90 лет назад, 21 мая 1921 года. Создателю водородной бомбы, трижды Герою социалистического труда, лауреату Государственной и Ленинской премий, ему было, что терять в этой жизни и, казалось бы, уже нечего было желать. И, тем не менее, он не смог поступить по-другому, приняв, как величайшую награду, лишение всех званий и восьмилетнюю ссылку в Горький. Он стучал в двери судов, за которыми проходили процессы над инакомыслящими, и требовал, чтобы его пропустили в зал. Учёный-физик, вступив на поле правозащитной деятельности и совсем ещё в ней неискушённый, он боролся за всех и каждого в те времена, когда заступаться за других было не модно и не безопасно.

Советская пресса клеймила его предателем, власти ненавидели тихо, исподволь, опасаясь мнения мирового сообщества, диссиденты видела в нём своего духовного лидера, а он пытался достучаться до партии, убеждая её то прекратить ядерные испытания, то уважать права человека, то вывести войска из Афганистана. Он, разработав оружие смерти, до конца жизни бился за разоружение и утверждал, что, только уважая права человека, можно избежать ядерной войны.

20 мая в екатеринбургском Доме кино Екатеринбургским обществом «Мемориал» был организован вечер памяти, посвящённый этому великому человеку – «Слово о Сахарове». После просмотра фильма «Человек на все времена» своим мнением об академике-правозащитнике делились школьные учителя, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, люди, лично знавшие Сахарова и представители молодого поколения, преподаватели и юристы. Свое послание собравшимся прислал и известнейший специалист в области прав человека, доктор юридических наук Сергей Алексеев.

Практически все участники вечера пришли к выводу – принципы академика Сахарова могут стать нравственным ориентиром во все времена.– Идя сюда, я думала о том, кто для меня важнее: Сахаров-учёный, Сахаров-правозащитник или Сахаров-политик, и пришла к выводу, что самое главное величие Сахарова – в том, какой он человек. Его величие заключается в его наивности, в его святой уверенности в том, что то, что он говорит, обязательно нужно сказать независимо от того, как на это отреагирует власть, – делится своим впечатлением об учёном Татьяна Мерзлякова. – Человеческие качества Сахарова должны быть мерилом отношения к правам человека, к политике и к жизни.

Свои впечатления о великом академике говорили учителя школ города Полевского, чьи подопечные стали победителями литературных конкурсов, посвящённых личности человека в истории России в двадцатом веке. Воспоминаниями поделился и бывший политзаключённый Виктор Пестов, познакомившийся с Сахаровым уже после того, как сам пять лет отсидел в лагере. Большое значение имеет образ советского правозащитника и для более молодого поколения. Так, обстоятельный анализ личности и взглядов учёного дал кандидат математических наук Павел Лебедев.– Сахаров был представителем уникального слоя – русской интеллигенции. Когда в годы Гражданской войны и первой волны репрессий были расстреляны великие писатели, роль интеллигенции, заботящейся о судьбах народа, взяли на себя учёные-технари. Имея невиданные для других привилегии, они не побоялись пожертвовать ими, защищая права человека, – подчеркнул Павел.

По его мнению, некоторые идеи Сахарова, например, о создании единого мирового правительства или о конвергенции капитализма и социализма, были утопическими. И всё же во многих вопросах опальный академик намного опередил своё время.«Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества», – писал в своё время Сахаров. Эти слова, кажущиеся нам с вами, пережившими 90-е годы, чем-то само собой разумеющимися, в то время были настоящей революцией.

На вечере много говорилось о роли Сахарова в истории России и о том, что к его словам и сегодня должны прислушиваться государство и политические партии. Но лично мне больше всего бы хотелось, чтобы имя этого выдающегося человека стало не только символом, но и живым ориентиром всего современного гражданского общества, тем эталоном, на соответствие которому должен проверять себя каждый, вступающий на путь защиты других людей. Добиться свободы в стране можно сегодня, пожалуй, только лишь собственным примером, в котором не должно быть места пустословию, игре в «диссидентство ради диссидентства», нечестности и корысти. В подлинной защите прав – идейной и жертвенной – главное место должны занимать интересы конкретного человека, столкнувшегося с бедой, а не интересы разных групп лиц, организаций или политических течений. Пример одного человека, не побоявшегося бросить вызов отлаженной тоталитарной машине ради незнакомых ему людей, когда-то очень многое изменил в нашей стране, и очень хотелось бы, чтобы таких примеров подлинной человечности сегодня было бы больше.

Ксения Кириллова

^ Наверх